Создаем в корпусе «службу примирения» (служба медиации)

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

   Уже в детском саду ребенок попадает в зону конфликтного взаимодействия как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Не всегда существует и взаимопонимание между детьми и их собственными родителями. Кроме того, случается, что ребенок испытывает на себе прессинг чужих родителей, которые таким образом защищают своих собственных детей.

    Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. В дальнейшем это чревато осложнениями и может потребовать вмешательства специалистов, применения комплекса реабилитационных мер.
   Особенно важную роль контакт между взрослыми и детьми играет в подростковый период. Именно в эти годы ребенку необходимо научиться осознавать себя как самоценную и развивающуюся личность, которая на основании своих внутренних крите-риев, способна совершать свободный и ответственный выбор.

   Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разру-шительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем.

   В семье часто возникают конфликты, сопровождающиеся бурным всплеском эмоций. Обучение школьной медиации полезно родителям, потому как помогает им наладить общение со своими детьми.  Если члены семьи умеют осознавать свои чувства, то такие конфликты не носят разрушительного характера, ибо в подобных ситуациях конфликт - проявление эмоциональной значимости членов семьи, их желания общаться. В таких случаях требует коррекции лишь форма их общения. Грамотные с точки зрения медиативного подхода к конфликту, то есть умеющие разобраться в противостоянии члены семьи не нуждаются в том, чтобы подвергать свои чувства испытаниям. Семья может не превращаться в испытательный полигон, где апробируются военные стратегии для дальнейшего «общения» с другими людьми. Семья может и должна оставаться местом, где родные люди получают поддержку и понимание.

В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками,  родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».

«Стрелки» в подростковой среде выступают  как  форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также  как  форма самоутверждения. В то же время » стрелки» становятся  способом бизнеса для части подростков, которые организуют и провоцируют на «стрелки» других подростков, записывают их на видео и в дальнейшем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя.

Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной  службы примирения (служба медиации).  Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.

Служба примирения (служба медиации) — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в  младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается.  ШСП  же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов. ШСП — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.

Задачи «службы примирения» (службы медиации):

  • проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
  • научить детей общаться друг с другом и окружающими;
  • популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.

Принципы:

  • добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
  • конфиденциальность;
  • нейтральность.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Томский кадетский корпус»

Приказ № 162

 от 30.08. 2021 г.                                                                                                          

Об организации работы службы медиации в ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус»

В целях повышения эффективности организации психолого-педагогического сопровождения в ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус», обеспечения содействия  профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных  ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия, психолого-педагогической, социальной помощи и согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Организовать в 2021-2022 учебном году работу службы медиации ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» для детей и официальных представителей, нуждающихся в психолого-педагогической и социальной помощи в период разрешения конфликтных ситуаций.
    1. Утвердить следующий состав службы примирения:

- Джус К.Я., заместитель директора по воспитательной работе;

- Шамрина И.В., заместитель директора по учебной работе;

- Суворов В.А., заместитель директора по безопасности;

- Мясников С.И., старший воспитатель;

- Здоровец И.С., старший воспитатель;

- Савинова Т.А., педагог-психолог;

- Цвиренко М.Е., социальный педагог.

  1. Контроль за исполнением приказа возложить на Джус К.Я., заместителя директора по воспитательной работе.

Директор                                                                                                               С.П. Ерохин

Печать