Успешная адаптация подростка в кадетском корпусе

Подростки, поступающие на обучение в кадетский корпус, испытывают трудности, обусловленные новыми условиями жизнедеятельности, что диктует необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения в период их адаптации. Одним из перспективных направлений в адаптации подростка в кадетском корпусе является организация педагогического управления данным процессом с учётом всех особенностей учебного заведения.

Подросток, зачисленный после всех экзаменов, проверок в военно-учебное заведение, оказывается в абсолютно новых для себя условиях, на него оказывают воздействия различные факторы, специфичные только для учреждений кадетского типа:

Биологический фактор - ограничение времени сна; ограничение в разнообразии, количестве и качестве пищи; систематическая физическая нагрузка (зарядка, занятия спортом, увеличенное число уроков физкультуры).

Социально – психологический фактор - иерархичность общения, субординация; строгая регламентация норм поведения, ограничения реализации потребностей и интересов; жесткая регламентация распорядка дня; ограничения в получении информации; ограничения в общении с родителями и друзьями; преобладание групповых видов деятельности; необходимость построения контактов с незнакомыми людьми; жестокая дисциплина; общение в гомогенной среде; дефицит свободного времени; переход к самостоятельному быту; постоянное нахождение на виду и под контролем; казарменные условия проживания.

Педагогический фактор - усвоение традиций и ритуалов, формирование качеств: личная дисциплинированность и исполнительность, ответственность, готовность точно и своевременно выполнить приказ, решительность, выдержка и самообладание, смена преподавателей, разность требований, предъявляемых каждым учителем в отдельности, увеличение количества изучаемых предметов, в том числе и военных дисциплин; преобладание авторитарного стиля общения; приобретение навыков самообслуживания.

У вновь поступившего подростка родители и учителя могут наблюдать:

  • ухудшение состояния здоровья;
  • понижение успеваемости;
  • трудности принятия норм и правил кадетского корпуса;
  • конфликты со сверстниками;
  • непонимание во взаимоотношениях с родителями.

Процесс адаптации обучающихся зависит от целенаправленного педагогического управления адаптационными процессами, как высшего начальства, так и всех специалистов, работающих в кадетском корпусе. Такое управление осуществляется практически всем постоянным составом кадетского корпуса: директором, заместителями директора, социальным педагогом, психологом, методистом, офицерами-воспитателями, учителями-предметниками.

Первый уровень - директор кадетского корпуса, назначаемый государственным органом, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития педагогического коллектива.

В задачи директора кадетского корпуса на этом уровне входит обеспечение организационных условий в период адаптации подростков в учебном заведении. К таким условиям можно отнести: издание приказа по кадетскому корпусу, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы, привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей кружков, секций) для помощи кадетам в их адаптации и т.п.

Второй уровень - заместители директора кадетского корпуса, психолог, социальный педагог, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

В задачи выше обозначенных специалистов входит выявить проблемы в развитии кадет, оказание первичной помощи в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками, разработать общую программу адаптации учащихся, распланировать мероприятия на весь учебный год, осуществить экспертную, консультативную, просветительскую работу вместе с администрацией и учителями.

Третий уровень - учителя, офицеры-воспитатели, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

На данном уровне ведущую роль играют учителя и офицеры-воспитатели, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Этот уровень предполагает принятие каждым офицером-воспитателем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки, составление им программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.

Четвертый уровень - органы общешкольного ученического самоуправления.

Педагогическое руководство - обязательное условие развития организации ученического самоуправления. За органами самоуправления закрепляется взрослый человек, взявший на себя обязанности педагога-консультанта, в обязанности которого входит курировать деятельность органов самоуправления, при необходимости оказывает им помощь. В классе педагогическое руководство осуществляет офицер-воспитатель, на школьном уровне заместитель директора по воспитательной части и социальный педагог.

В период адаптации органы самоуправления отвечают за координацию деятельности всех органов и объединений воспитанников кадетского корпуса, планируют и организуют внеклассную и внешкольную деятельность воспитанников, организуют дежурство, поддерживают дисциплину и порядок в кадетском корпусе и т.д.

Критерием эффективного педагогического управления кадетским учреждением представляется уровень адаптации кадет (высокий, средний, низкий), который определяется по следующим критериям:

  • успешность в учебной деятельности (отношение к учебе, успеваемость, освоение учебного материала с контролем или без контроля взрослых, учебная активность);
  • положение в детском коллективе (взаимодействие кадета со сверстниками, наличие авторитета среди одноклассников, отношение к нему в детском коллективе, его принятие внутри группы, включенность в жизнь детского коллектива);
  • взаимоотношения с учителями, офицерами – воспитателями (выполнение требований, отношение к учителям и офицерам-воспитателям);
  • отношение к условиям жизнедеятельности кадетского корпуса (самообслуживание в условиях общежития, соблюдение распорядка дня, отношение к пребыванию в закрытом учреждении, приспособление к новым психофизиологическим нагрузкам, выполнение профессионально-служебных обязанностей);
  • физическое и эмоциональное состояние подростка (состояние здоровья, эмоциональное состояние);
  • отношение к традициям и обычаям кадетского образования (освоение роли кадета, принятие традиций, выполнение кадетских ритуалов).

Таким образом, адаптация подростка в кадетском корпусе касается всех уровней педагогического управления. На каждом уровне решаются конкретные задачи. Качественное решение зависит от многих факторов: от степени подготовки руководителей всех уровней управления, их компетентности в вопросах работы с кадрами (их знания содержания этой работы, методов ее проведения).

Печать E-mail

© 2024 ОГБОУ КШИ "Томский кадетский корпус". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.